Школа Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю признана правительством Японии в
качестве самой выдающейся воинской традиции Японии. В программу обучения этой
школы входят иай-дзюцу (искусство выхватывания меча), кэн-дзюцу (искусство
фехтования мечом), бо-дзюцу (искусство боя длинным шестом), нагината-дзюцу
(искусство боя алебардой), дзю-дзюцу (искусство борьбы без оружия), со-дзюцу
(искусство боя копьем), сюрикэн-дзюцу (искусство метания лезвий), нин-дзюцу
(искусство шпионажа), сэн-дзюцу (тактика) и тикудзё-дзюцу (искусство
фортификации). Однако обучение по программе этой школе выходит за рамки
названных дисциплин и включает также такие предметы как астрономия и география,
основанные на китайской философии Инь и Ян. Некоторые из самых секретных
разделов учения о фехтовании мечом (гокухи-кэн) школы включают
фудоти-симмё-кэн, цубамэ-гаэси и некоторые другие.
Даже сегодня
школа продолжает следовать строгому обычаю, согласно которому кандидат на
обучение в рю должен совершить кэппан - написать и подписать собственной кровью
клятву неукоснительно следовать политике школы. Благодаря этому, Тэнсин Седэн
Катори Синто-рю сумела сохранить изначальное учение школы, ее дух и технику, на
протяжении своего почти шестисотлетнего существования точно в таком же виде,
как оно было передано основателем рю Иидзасой Тёисаем Иэнао. Когда Мастер
Индзаса Иэнао создал свою школу, он дал ей имя Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю.
Однако Мастера последующих поколений зачастую изменяли это название: Синрё Синто-рю,
Катори Синто-рю, Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю и т. д. В 1940 году 19-й патриарх
школы и его наиболее выдающиеся последователи приняли решение официально
утвердить в качестве названия рюха его изначальное имя - Тэнсин Сёдэн Катори
Синто-рю.
В настоящее
время семья Иидзаса проживая на расстоянии около 1 км к югу от храма Катори,
где также расположен буддийский храм божеству Мариситэнсон (Маричи-дэва),
которое с древних времен было воинским божеством и божеством-хранителем рода
Иидзаса.
После поступления в школу и подписания клятвы собственной кровью (кэппан)
от ученика ждут прилежания в тренировках в течение всей его жизни, так чтобы он
стал и оставался достаточно сильным, чтобы сразить врага единственным ударом
своего меча. Фехтовальщики Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю должны быть сильны
телом, но также должны развить собственную ментальную силу до такой степени,
чтобы никто не мог внушить им страх.
Тэнсин Сёдэн
Катори Синто-рю запрещает своим фехтовальщикам вступать в бой по личным
причинам. Это запрещение поединков принимая во внимание тот факт, что настоящий
бой - это вопрос жизни и смерти, и неизбежно, по крайней мере, один из
участников погибает в нем. Поэтому Мастера Катори Синто-рю говорят, что
соревнование-сиай равнозначно встрече со смертью сини-ай.
Тэнсин Сёдэн
Катори Синто-рю не имеет никакой системы рангов для своих представителей,
которые бы присваивались на основе результатов искусственного поединка. Не
проводит она и чемпионатов, поскольку последние полностью отсутствовали в
классической методике воинского обучения. От учителей и учеников же требуется
только посвящать себя тренировкам и помогать друг другу. Однако, в процессе
тренировки, принимая во внимание такой фактор, как умственная зрелость, ученику
может быть присвоен сертификат-мокуроку, подтверждающий его достижения, и
гораздо позже, если тренирующийся достигнет определенной степени технического
совершенства, сертификат-мэнкё.
Далее в
Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю имееся гокуи-кайдэн, высший сертификат школы, но
минимальным требованием для его получения является достижение претендентом
возраста 42 лет.
Наличие сотен
и тысяч последователей в любой школе делает невозможным, чтобы инструкторы
могли уделить индивидуальное внимание каждому ученику. Поэтому Тэнсин Сёдэн
Катори Синто-рю не заботится о числе учеников в своих списках. Это одно из
главнейших различий между классическими ценностями и современными идеями будо.